Психологам, которые работают с проблемами алкоголизма, известно простое правило: если у алкоголика есть любящий его человек, скорее всего, возникнет проблема созависимости. Родственники больного постоянно мучаются вопросом - что я могу сделать, чтобы человек, которого я так сильно люблю, перестал пить. Они постоянно изобретают разные способы, не осознавая простого факта - пока алкоголик сам не захочет перестать испытывать тягу к спиртному, окружающие не смогут его спасти. Эта истина очень печальная, но с ней ничего не поделаешь.
Созависимые отношения: что это и почему плохо?
Что же такое созависимость? Если описать феномен очень кратко, то получится примерно следующее: точно так же, как больной зависит от алкоголя, его родные зависят от него самого. Чаще всего это либо матери, либо супруги, иногда дети - они фанатично посвящают свое время и силы решению проблемы, стараются, буквально, сделать все для того, чтобы избавить того, кого они любят, от проблем с выпивкой. Но на самом деле они... мешают. Психологи отмечают, что у находящегося под гиперопекой алкоголика нет никакой мотивации для лечения и он даже не пытается ничего сделать.
Так что же, просто бросить алкоголика на произвол судьбы? Конечно же, нет, просто нужно четко осознавать, где заканчивается забота и начинается созависимость. Созависимый человек (как и сам алкоголик) не осознает, что его состояние является патологией, он действует импульсивно и иррационально, делает что-то ради самого действия. Он не понимает, что делает не так. Как правило, созависимость формируется у людей с низкой самооценкой, источником которой становится для своих родных часто сам алкоголик - например, когда созависимостью страдают дети. Если это жена, то обычно психолог выясняет, что женщина выросла в неблагополучной семье.
В чем состоит проблема созависимого человека?
Созависимый человек живет как бы в постоянной связи с проблемой: он впадает в отчаяние, когда алкоголик уходит в запой, и ощущает эмоциональный подъем в редкие периоды трезвости, когда ему пытаются компенсировать все неприятности (а страдающие от алкогольной зависимости обычно пытаются это делать). При этом созависимый совершенно не терпит критики, которая поступает извне, они могут реагировать на нее даже агрессивно. В то же время хвалить их тоже не получается, поскольку похвала только углубляет вину.
Помогает ли модель созависимости алкоголику? Вовсе нет, поскольку он знает, что может совершенно в любой ситуации не просто попросить прощения, но и получить его. А это значит, что ему не нужно справляться со своими проблемами, достаточно в очередной раз покаяться. А поскольку человек, который находится с ним в созависимых отношениях, стремится контролировать все сферы его жизни, то и вопрос ответственности полностью снимается. В результате у алкоголика нет никакой мотивации к работе над собой.
Есть ли выход из созависимости?
Как и в случае с собственно алкоголизмом, решение проблемы, безусловно, существует. Но просто не будет - обязательно потребуется обратиться к психотерапевту, причем лечиться будут все члены семьи. Существуют программы, которые позволяют работать именно с родственниками запойных алкоголиков. Однако не попасть в такую ситуацию все-таки проще, чем выбираться из нее. Психотерапевт помогает родственникам человека, который страдает от зависимости, выработать правильную линию поведения, которая может в итоге привести к решению проблемы.
Важно знать, что существует несколько видов созависимости, которые имеют в своей основе саму личность человека. Так, в мученике заложена потребность быть жертвой, при этом он считает себя благородным рыцарем, положившим свою жизнь на алтарь борьбы с алкоголизмом. Преследователь же находит причины своих неудач в других людях - и алкоголик ему идеально подходит. Такой созависимый постоянно упрекает своего родственника и злится на него, упиваясь этим. Наконец, есть еще один вид созависимости, самый сложный - это апатия, когда родственник алкоголика перестает даже делать вид, что он решает проблему, а просто плывет по течению. Общаться с психотерапевтом он не хочет и, скорее всего, не будет.